Методические пособия для учителей
- Алексеев С.В. (под редакцией)
Тестовые задания второй
экологической олимпиады СПб: «Крисмас+», 1996, 112 с., тираж 1000
экз.
- Условия получения материалов: по запросу (812)
567-55-14
Алексеев Сергей Владимирович 191002 Санкт-Петербург,
Ломоносова, 11. Тел.: (812) 315-35-58
- Алексеев С.В., Тутынина Е.В.
Школьный экологический мониторинг
в Санкт-Петербурге: состояние, проблемы и перспективы СПб: СМИО
Пресс, 2000, 132 с., тираж 500 экз.
- Учебное пособие имеет целью теоретическое и практическое осмысление
экологического мониторинга как новой педагогической технологии развития
исследовательских умений учащихся. В работе представлен опыт
осуществления мониторинговой деятельности школьников в образовательных
учреждениях и общественных организациях Санкт-Петербурга.
Условия
получения материалов: по запросу (812) 567-55-14 Алексеев Сергей
Владимирович 191002 Санкт-Петербург, Ломоносова, 11. Тел.: (812)
315-35-58
- Андреев К.А.
Дневник учителя-фенолога РДЭБЦ, 1996, 23
с.
- Приведена программа фенологических наблюдений за сезонным развитием
природы по месяцам (с указанием средних дат по Карелии), а также
рекомендации учителям по составлению собственных прогнозов на сезоны
года и на урожай. Приводятся народные приметы погоды и фенологическая
литература для учителей.
Условия получения материалов: есть
возможность предоставить до 50 экз. в 2000г., стоимость 1 экз. - 10
руб. Андреев Ким Александрович 185002 Петрозаводск, Древлянская
наб., 22а, РДЭБЦ. Тел.: (8142) 55-61-36, 74-55-22
- Андреев К.А. и др.
Экологические исследования природных вод
Карелии Петрозаводск, 1999, 107 с., тираж 300 экз.
- В сборнике содержатся: информация о гидрографической сети Карелии,
об использовании водных ресурсов, современном состоянии природных вод
республики, рекомендации по организации мониторинга окружающей среды,
сведения об опыте экологического образования в Финляндии.
Условия
получения материалов: контакт с автором. Регеранд Татьяна
Ивановна 185003 Петрозаводск, ул. А.Невского, 50. Институт водных
проблем Севера КНЦ РАН. Тел.: (8142) 55-34-71 Эл. почта:
regerand@uwpi.karelia.ru http://nwpi.karelia.ru
- Аргунова М.В., Ермаков Д.С., Калинин В.Б., Коршунова Н.В., Плюснина
Т.А.
Экология городских рек Комплект учебно-методических
материалов междисциплинарного модуля (программа, рабочие тетради для
учащихся 1-4, 5-9 и 10-11 кл.) Ассоциация «Экологическое
образование», 2000, 150 с., тираж 1000 экз.
- Комплект учебно-методических материалов предназначен для организации
работы по непрерывному экологическому образованию школьников 1-11
классов на основе междисциплинарного модуля «Экология городских рек».
При этом не предполагается введения в школьный учебный план нового
предмета и выделения на освоение модуля дополнительных часов.
Учебно-методические материалы разработаны применительно к действующим
школьным программам по русскому языку, литературе, истории,
обществознанию, мировой художественной культуре, химии, физике,
биологии, географии, основам безопасности жизнедеятельности для циклов
1-4, 5-9, 10-11 классов.
Условия получения материалов: есть
возможность предоставить 100 экз. бесплатно. В том числе в качестве
призов победителям конкурсов АсЭкО. Аргунова Марина
Вячеславовна 249020 Калужская обл., Обнинск-9, а/я 9081,
АсЭкО, Проект «Экология городских рек». Тел.: (095)
448-30-57 Эл. почта: marmitrof@mtu-net.ru
- Ашихмина Т.Я. (под редакцией)
Окружающая природная среда
Кировской области Государственное издательско-полиграфическое
предприятие «Вятка», 1996, 480 с., тираж 2000 экз.
- В книге представлены результаты научных исследований региональных и
локальных экологических проблем природной среды Кировской области.
Иллюстративный материал приведен в виде таблиц и экологических картосхем
области.
Условия получения материалов: есть возможность предоставить
200 экз. в 2000-01 гг., 20 руб./экз., наложенным платежом.
- Школьный экологический мониторинг
Учебно-методическое
пособие М.: «Агар», 2000, 385 с., тираж 10000 экз.
- В книге изложены принципы организации системных ученических
исследований по изучению природных сред и объектов, предлагается
программа исследовательской деятельности в форме экопаспорта территории
микрорайона школы, приведены апробированные методики. Изложены
методические основы организации экомониторинга, которые необходимы
учителю на организационном этапе системных экологических исследований.
Основной материал книги ориентирован на учащихся. Он содержит методики,
необходимые для реализации программы школьного экомониторинга и
проведения других видов исследовательской работы в школе.
Условия
получения материалов: есть возможность предоставить неограниченное
количество в 2000-2002 гг., стоимость и процедура оплаты по согласованию
с издательством. ООО ЦГЛ «РОН». 103045 Москва а/я 44;
Костянский пер., 6. Тел.: (095) 232-29-90, 956-76-15 Эл. почта:
ron@comail.ru
- Экология родного края
Государственное
издательско-полиграфическое предприятие «Вятка», 1996, 720 с., тираж
10000 экз.
- Книга содержит справочно-дидактический материал по экологии. В ней
представлены сведения о природных ресурсах Кировской области,
экологических проблемах региона. Специальная глава посвящена мониторингу
окружающей природной среды, методам исследования, доступным для участия
в них школьников. Рассматриваются экологические аспекты основных
технологических циклов действующих промышленных предприятий области.
Включен материал из опыта работы учителей школ по организации и
проведению учебной работы и внеклассных мероприятий. Приведен краткий
словарь экологических терминов.
Условия получения материалов: есть
возможность предоставить 2000 экз. в 2000-2002 г., 32 руб./экз.,
наложенным платежом по заявке в адрес лаборатории. Ашихмина Тамара
Яковлевна 610002 Киров, ул. Ленина, 111. Руководителю проблемной
экологической лаборатории. Тел.: (8332) 37-02-77 Эл. почта:
ecolab@vspu.kirov.ru
- Бабакова Т.А., Момотова А.П.
Школьникам о лесах
Карелии ЦНИТ ПетрГУ, 1998, 42 с., тираж 200 экз.
- Материалы предназначены для педагогов, работающих по программе курса
«Лес-биогеоценоз». Представлены материалы, отражающие особенности лесных
экосистем Карелии (что может быть перенесено на другие регионы), а также
формы и методы организации работы со школьниками по изучению леса -
экологическое лото, практикум решения экологических задач, задания
«Узнай по описанию» и т.д.
Условия получения материалов: контакт с
авторами. Бабакова Татьяна Анатольевна 185640 Петрозаводск, пр.
Ленина, 33, ПетрГУ, кафедра педагогики и психологии. Эл. почта:
babakova@st.karelia.ru
- Баканина Ф.М., Винокурова Н.Ф.
Экологические проблемы
современности: научные и педагогические аспекты М.: Онега, 1995,
208 с., тираж 1000 экз.
- В книге рассматриваются современные экологические проблемы с
различных позиций и измерений: дан философский аспект, проанализирован
общечеловеческий (глобальный) характер проблем, рассмотрены их
региональные проявления, а также современное состояние школьного
экологического образования.
- Бакланов А.А., Махура А.
Экологический обучающий
мониторинг Норвегия, типография Дагфин Хансен, 1995, 85 с., тираж
1000 экз.
- Проведение мониторинговых исследований окружающей среды; знакомство
с существующими в России и за рубежом методиками наблюдений за
состоянием окружающей среды; привлечение молодых людей к самостоятельной
исследовательской работе; повышение уровня экологического образования
молодежи.
Условия получения материалов: 100 экз., в течение 2 дней
после оплаты, 50 руб., предварительная оплата почтовым
переводом. Чиркова Ирина, Ключникова Елена 184209 Мурманская
обл., Апатиты, а/я 176. Тел.: (81555) 797-62, 742-96 Эл. почта:
econord@inep.ksc.ru
- Басов В.М., Капитонов В.И.
Летний полевой практикум по
экологии Ижевск, ГТУ, 2000, 160 с., тираж 200 экз.
- В пособии обсуждаются вопросы технологии организации летней полевой
практики школьников, приводятся оригинальные учебные задания, содержащие
адаптированные для школьников простые методы биоиндикационных
исследований, и сценарии экологических игр.
Условия получения
материалов: есть возможность предоставить 10 экз. на условиях обмена с
оплатой почтовых расходов. Капитонов Владиимир Иванович 426034
Удмуртия, Ижевск, ул. 10 лет Октября, 55а, кв. 214. Тел.: (3412)
75-56-48 Эл. почта: kvi@uni.udm.ru
- Белянина Л.А.
От праздника к празднику. Тематические
праздники по экологии. Методическое пособие Астрахань, 1998,
34 с.
- Сборник содержит сценарии праздников, предусмотренных программой
экспериментального учебного плана. Они имеют экологическую
направленность. Целью настоящих методических рекомендаций является
оказание помощи в организации и проведении нетрадиционных уроков и
занятий по экологии.
Мех Наталья Викторовна 414000 Астрахань,
ул. Бакинская, 113. Тел.: (8512) 22-37-75 Эл. почта:
chuikova@astranet.ru
- Боголюбов А.С.
Исследовательский проект «Фенология
птиц» Методическое пособие М.: «Экосистема», 1996, 13 с.
- Пособие является обращением к юным орнитологам и любителям природы
принять участие в действующей на территории России и стран СНГ с 1992
года широкомасштабной научно-исследовательской программе фенологических
наблюдений за птицами. Пособие содержит описание программы организации
наблюдений за птицами по нескольким направлениям (разделам), порядок
сбора, первичной обработки и оформления результатов наблюдений.
- Методика зимнего маршрутного учета млекопитающих по
следам
Методическое пособие М.: «Экосистема», 1997, 13 с.
- В пособии приведена стандартная методика учета средних и крупных
млекопитающих (от горностая до лося) в зимний период, применяемая в
системе Госохотучета России и всех охотничьих хозяйствах лесной зоны.
Методическое пособие содержит описание технологии выбора учетных
маршрутов, проведения собственно учетов и обработки результатов с
расчетом численности животных на единицу площади.
- Методика комплексной экологической оценки антропогенных
воздействий на местность
Методическое пособие М.:
«Экосистема», 1998, 21 с.
- В пособии приводится методика количественной оценки антропогенных
воздействий на местность, разработанная автором на основе объединения
«частных» методик описаний основных составляющих ландшафта - рельефа,
водоемов, растительности, почв, основных антропогенных факторов. В
качестве основы методики предлагается заполнение «Экологического
паспорта местности» с использованием данных картографических материалов,
рекогносцировочных маршрутов и маршрутного учета антропогенных
воздействий.
- Методы метеорологических наблюдений
Методическое
пособие М.: «Экосистема», 1997, 21 с.
- В пособии приводятся основные правила организации метеорологических
наблюдений начиная с организации метеоплощадки и заканчивая определением
метеопоказателей основных сред: воздуха, почвы, облачности, осадков.
Приводятся также правила организации наблюдений за атмосферными
явлениями, состоянием погоды, ее местными признаками и предсказанием.
- Методы наблюдений за территориальным и кормовым поведением
синичьих стай
Методическое пособие М.: «Экосистема», 1998, 13
с.
- В пособии приведены две простейшие, стандартные при проведении
орнитологических исследований, методики наблюдений за видами птиц,
входящими с смешанные синичьи стаи во внегнездовой период года: методика
наблюдений за передвижением стай в лесу и методика наблюдений за
«кормопоисковым» поведением птиц в стаях. Первая методика позволяет
описать кормовую территорию стаи, вторая - описать разделение
пространственных экологических ниш видов, входящих в стаю.
- Методы учетов численности птиц: маршрутные
учеты
Методическое пособие М.: «Экосистема», 1996, 17 с.
- Пособие содержит описание двух наиболее распространенных методик
количественного учета птиц - финских линейных трансектов и маршрутного
учета на неограниченной полосе. Описываются процедура выбора и заложения
маршрутов учета, время и условия проведения учетов, техника учета, формы
ведения записей и обработки материала, правила организации учетных
работ.
- Программа организации и проведения зимних учетов птиц
России
Методическое пособие М.: «Экосистема», 1996, 13 c.
- Пособие является обращением к юным орнитологам и любителям природы
принять участие в действующей на территории России и стран СНГ с 1985
года широкомасштабной научно-исследовательской программе зимних учетов
птиц. Пособие содержит описание истории создания программы, основ
организации учетных работ, а также методику проведения количественных
учетов птиц, обработки и оформления результатов.
- Программа проведения комплексного экологического обследования
территории
Методическое пособие М.: «Экосистема», 1996, 9 с.
- Пособие содержит краткий перечень работ и оборудования для
проведения комплексного рекогносцировочного обследования территории по
направлениям: топография и картография, геология, почвоведение,
флористика, геоботаника, лесоведение, зоология, гидробиология и охрана
природы. Программа может быть использована при проведении
учебно-исследовательских мероприятий с детьми - слетов, экологических
лагерей, полевых практикумов.
- Простейшая методика количественного учета птиц и расчета
плотности населения
Методическое пособие М.: «Экосистема»,
1996, 13 с.
- В пособии излагается упрощенная методика проведения маршрутного
учета численности птиц, включающая выбор маршрута, технику проведения
учета и форму ведения записей в полевом дневнике, необходимый объем
учетных работ, а также технологию расчета плотности населения птиц (в
особях на 1 квадратный километр) по результатам проведенного
учета.
Издания могут быть использованы для организации
учебно-исследовательской деятельности школьников. Аудитория: учителя,
педагоги дополнительного образования, а также учащиеся, самостоятельно
занимающиеся исследовательской деятельностью в природе. Условия
получения материалов: возможно предоставить более 100 экз. в московском
офисе или через 1 неделю после оплаты почтовым переводом; 9 руб. за 1
брошюру + почтовые расходы. Васюкова Ольга Валентиновна, Боголюбов
Александр Сергеевич Москва, а/я 427. Тел.: (095) 959-04-95 Эл.
почта:
abogol@stk.mmtel.ru http://www.ilstu.edu/~aggubin/bogol.htm
- Боголюбов А.С. (составитель)
Методика геоботанического
картографирования и профилирования Методическое пособие М.:
«Экосистема», 1996, 25 с.
- Пособие содержит описание двух основных методик геоботанических
исследований - картографирования и профилирования. Приводятся
особенности различных методических приемов при составлении
геоботанических карт и комплексных профилей, детали организации полевой
работы, камеральной обработки материалов, простейших способов анализа
полученных при картографировании и профилировании результатов.
- Методика изучения перифитона и оценки сапробности
водоемов
Методическое пособие М.: «Экосистема», 1997, 17 с.
- Пособие посвящено описанию методики изучения обрастаний
(перифитона), включая выбор мест отбора и технику отбора и обработки
проб. Приводится также методика расчета сапробности воды по индикаторным
организмам обрастаний, в том числе - таблицы индикаторных видов с
данными их сапробной валентности (таблицы СЭВ).
- Методы геоботанических исследований
Методическое
пособие М.: «Экосистема», 1996, 21 с.
- Пособие содержит методику проведения комплексного геоботанического
исследования, включая составление флоры, заложение пробных площадок и
проведение геоботанических описаний. Особое внимание уделено тонкостям
выделения ассоциаций, вертикальной и горизонтальной структуры
фитоценозов, а также методам учета обилия.
- Методы гидрологических исследований: проведение измерений и
описание озер
Методическое пособие М.: «Экосистема», 1996, 21
с.
- Пособие содержит описание методических приемов по сбору
морфометрических и морфологических данных об озерах, данных об их
уровенном, термическом и ледовом режимах, которые могут быть
использованы в качестве основы при составлении комплексной экологической
характеристики и паспорта водоема. Основной акцент сделан на
использование «географического подхода» в описании водоема.
- Методы гидрологических исследований: проведение измерений и
описание рек
Методическое пособие М.: «Экосистема», 1996, 21
с.
- Пособие содержит методики определения основных гидрографических
характеристик реки, полевых гидрометрических исследований (определения
ширины, промеров глубин, измерения скоростей течения, температуры,
прозрачности), полевых гидрографических работ (план русла, профиль реки,
годограф скоростей), вычисления стандартных гидрологических показателей
(водного сечения, средней скорости течения, расхода воды), изучения
водного режима реки.
- Методы учетов численности птиц:
точечные
учеты Методическое пособие М.: «Экосистема», 1996, 9 с.
- Пособие содержит описание методики количественного учета птиц на
круговых площадках, или в точке. Описываются техника проведения
точечного учета, форма ведения записей и обработки материала, правила
организации учетных работ.
- Методы учетов численности птиц:
учеты на постоянных
площадках Методическое пособие М.: «Экосистема», 1996, 17 с.
- Пособие содержит описание наиболее распространенной методики
количественного учета птиц в гнездовой сезон - на постоянной площадке.
Описываются техника заложения площадок, формы ведения записей и
обработки материала, правила организации учетных работ.
- Организация мониторинга
популяций
птиц-дуплогнездников Методическое пособие М.:
«Экосистема», 1996, 6 с.
- DПособие посвящено описанию процедуры выбора и размещения пробных
площадок для изучения динамики численности и биологии размножения
птиц-дуплогнездников - большой синицы, мухоловки-пеструшки и скворца.
Приводятся некоторые правила устройства и размещения гнездовий, а также
их проверки и обслуживания в целях мониторинга.
- Программа организации и проведения геоморфологических
исследований
Методическое пособие М.: «Экосистема», 1996, 17
с.
- Пособие представляет собой введение в проблему изучения и описания
рельефа, как одного из важнейших компонентов экосистем, при проведении
комплексных экологических исследований. В пособии приводится программа
организации геоморфологических исследований, основные правила ведения
полевой работы, первичной обработки материала и оформления результатов
проведенного исследования.
- Методы исследований зообентоса и оценки экологического состояния
водоемов
Методическое пособие М.: «Экосистема», 1997, 17 с.
- Пособие описывает процедуру проведения исследований макрозообентоса
пресноводных водоемов, начиная от выбора точек сбора проб и кончая их
анализом для целей экологического мониторинга. В пособии изложены два
варианта методики обработки результатов исследований - стандартная
методика, используемая в системе Росгидромета, и упрощенная методика,
которая может быть использована для целей учебно-исследовательской
работы школьников.
- Простейшие методы статистической
обработки результатов
экологических исследований Методическое пособие М.:
«Экосистема», 1998, 17 с.
- В пособии приводятся простейшие методы статистической и
математической обработки наиболее распространенных типов данных
экологических (биологических) исследований: методы статистической
обработки рядов данных, оценки корреляции двух совокупностей, методы
оценки разнообразия сообществ и ширины экологических ниш. Все расчеты не
требуют сложного счетного оборудования и могут быть произведены вручную
на калькуляторе.
Издания могут быть использованы для организации
учебно-исследовательской деятельности школьников. Аудитория: учителя,
педагоги дополнительного образования, а также учащиеся, самостоятельно
занимающиеся исследовательской деятельностью в природе. Условия
получения материалов: возможно предоставить более 100 экз. в московском
офисе или через 1 неделю после оплаты почтовым переводом; 9 руб. за 1
брошюру + почтовые расходы. Васюкова Ольга Валентиновна, Боголюбов
Александр Сергеевич Москва, а/я 427. Тел.: (095) 959-04-95 Эл.
почта:
abogol@stk.mmtel.ru http://www.ilstu.edu/~aggubin/bogol.htm
- Боголюбов А.С., Засько Д.Н.
Методика рекогносцировочного
обследования малых водоемов Методическое пособие М.:
«Экосистема», 1998, 13 с.
- В пособии приводится простая схема проведения рекогносцировочного
обследования водоема, задачей которого является предварительная оценка
общего экологического состояния водоема и выбор пунктов для дальнейших,
более углубленных исследований. Для облегчения регистрации данных
обследования предложена простая форма записи результатов описания
(бланк), включающая все общие данные о водоеме, которые могут быть
получены без использования специальных приборов, инструментов и
оборудования - начиная с морфометрических данных водоема и кончая
качеством воды.
Издание может быть использовано для организации
учебно-исследовательской деятельности школьников. Аудитория: учителя,
педагоги дополнительного образования, а также учащиеся, самостоятельно
занимающиеся исследовательской деятельностью в природе. Условия
получения материалов: возможно предоставить более 100 экз. в московском
офисе или через 1 неделю после оплаты почтовым переводом; 9 руб. за 1
брошюру + почтовые расходы. Васюкова Ольга Валентиновна, Боголюбов
Александр Сергеевич Москва, а/я 427. Тел.: (095) 959-04-95 Эл.
почта:
abogol@stk.mmtel.ru http://www.ilstu.edu/~aggubin/bogol.htm
- Боголюбов А.С., Панков А.Б.
Простейшая методика
геоботанического описания леса Методическое пособие М.:
«Экосистема», 1996, 17 с.
- Пособие содержит методику проведения описания лесного растительного
сообщества на основе заполнения в полевых условиях стандартного бланка
(таблицы), разработанного с целью стандартизации процесса учета факторов
среды и структуры растительного полога.
Издание может быть
использовано для организации учебно-исследовательской деятельности
школьников. Аудитория: учителя, педагоги дополнительного образования,
а также учащиеся, самостоятельно занимающиеся исследовательской
деятельностью в природе. Условия получения материалов: возможно
предоставить более 100 экз. в московском офисе или через 1 неделю после
оплаты почтовым переводом; 9 руб. за 1 брошюру + почтовые
расходы. Васюкова Ольга Валентиновна, Боголюбов Александр
Сергеевич Москва, а/я 427. Тел.: (095) 959-04-95 Эл. почта:
abogol@stk.mmtel.ru http://www.ilstu.edu/~aggubin/bogol.htm
- Боголюбов А.С., Рубина Н.Е.
Методы топографической
съемки Методическое пособие М.: «Экосистема», 1997, 21 с.
- Пособие посвящено описанию азов топографической съемки местности -
составлению крупномасштабных карт и планов. Приводятся основные способы
горизонтальной съемки местности, а также основы глазомерной съемки.
Кратко описывается технология простейшей вертикальной съемки -
нивелирования, а также совместной съемки - сплошного
нивелирования.
Издание может быть использовано для организации
учебно-исследовательской деятельности школьников. Аудитория: учителя,
педагоги дополнительного образования, а также учащиеся, самостоятельно
занимающиеся исследовательской деятельностью в природе. Условия
получения материалов: возможно предоставить более 100 экз. в московском
офисе или через 1 неделю после оплаты почтовым переводом; 9 руб. за 1
брошюру + почтовые расходы. Васюкова Ольга Валентиновна, Боголюбов
Александр Сергеевич Москва, а/я 427. Тел.: (095) 959-04-95 Эл.
почта:
abogol@stk.mmtel.ru http://www.ilstu.edu/~aggubin/bogol.htm
- Боголюбов А.С., Кравченко М.В. (составители)
Методика описания
почв Методическое пособие М.: «Экосистема», 1997, 22 с.
- В пособии приводится методика заложения почвенного разреза и его
описания по морфологическим признакам. Рассматривается технология
описания строения почвы (генетических горизонтов), мощности почвы и
отдельных ее горизонтов, окраски, влажности, механического состава,
структуры, сложения, новообразований и включений.
Издание может быть
использовано для организации учебно-исследовательской деятельности
школьников. Аудитория: учителя, педагоги дополнительного образования,
а также учащиеся, самостоятельно занимающиеся исследовательской
деятельностью в природе. Условия получения материалов: возможно
предоставить более 100 экз. в московском офисе или через 1 неделю после
оплаты почтовым переводом; 9 руб. за 1 брошюру + почтовые
расходы. Васюкова Ольга Валентиновна, Боголюбов Александр
Сергеевич Москва, а/я 427. Тел.: (095) 959-04-95 Эл. почта:
abogol@stk.mmtel.ru http://www.ilstu.edu/~aggubin/bogol.htm
- Буйволов Ю.А.
Физико-химические методы изучения качества
природных вод Методическое пособие М.: «Экосистема», 1997, 17
с.
- Пособие описывает простейшие методики определения как общих
физико-химических показателей воды (прозрачности, цветности, запаха,
содержания растворенных и взвешенных веществ), так и простейших методик
химических анализов воды (качественных и количественных). Даются также
основные правила организации отбора проб и методики изучения
загрязненности снежного покрова.
Издание может быть использовано для
организации учебно-исследовательской деятельности
школьников. Аудитория: учителя, педагоги дополнительного образования,
а также учащиеся, самостоятельно занимающиеся исследовательской
деятельностью в природе. Условия получения материалов: возможно
предоставить более 100 экз. в московском офисе или через 1 неделю после
оплаты почтовым переводом; 9 руб. за 1 брошюру + почтовые
расходы. Васюкова Ольга Валентиновна, Боголюбов Александр
Сергеевич Москва, а/я 427. Тел.: (095) 959-04-95 Эл. почта:
abogol@stk.mmtel.ru http://www.ilstu.edu/~aggubin/bogol.htm
- Буйволов Ю.А., Боголюбов А.С.
Программа комплексного
исследования загрязнений наземных экосистем (Введение в проблему
мониторинга природной среды) Методическое пособие М:.
«Экосистема», 1997, 17 с.
- Пособие является первым в серии, посвященной проблеме изучения
загрязнений природной среды и представляет собой попытку изложить
принципиальные подходы к проблеме организации мониторинга окружающей
среды на местном уровне. Оно содержит описание основных принципов
организации системы мониторинга загрязнений - интегральности,
многосредности, системности, многокомпонентности. Пособие можно
рассматривать только как введение в обширную и одну из наиболее сложных
в экологии проблем мониторинга окружающей среды.
Издание может быть
использовано для организации учебно-исследовательской деятельности
школьников. Аудитория: учителя, педагоги дополнительного образования,
а также учащиеся, самостоятельно занимающиеся исследовательской
деятельностью в природе. Условия получения материалов: возможно
предоставить более 100 экз. в московском офисе или через 1 неделю после
оплаты почтовым переводом; 9 руб. за 1 брошюру + почтовые
расходы. Васюкова Ольга Валентиновна, Боголюбов Александр
Сергеевич Москва, а/я 427. Тел.: (095) 959-04-95 Эл. почта:
abogol@stk.mmtel.ru http://www.ilstu.edu/~aggubin/bogol.htm
- Буйволов Ю.А., Кравченко М.В., Боголюбов А.С.
Методика оценки
жизненного состояния леса по сосне Методическое пособие М.:
«Экосистема», 1998, 25 с.
- В пособии в адаптированном виде приводится биоиндикационная методика
оценки экологического состояния лесов на основе анализа морфологического
состояния деревьев сосны обыкновенной (Pinus sylvestris L.). В качестве
основных параметров выбраны интегральные показатели: степень дефолиации
крон, пожелтения хвои, количество шишек, прирост побегов, тип дефолиации
и форма крон. Изложенная в пособии методика утверждена как стандарт при
мониторинговых исследованиях Координационным Центром Конвенции по
трансграничному переносу загрязнителей воздуха при ЮНЭП
(1985).
Издание может быть использовано для организации
учебно-исследовательской деятельности школьников. Аудитория: учителя,
педагоги дополнительного образования, а также учащиеся, самостоятельно
занимающиеся исследовательской деятельностью в природе. Условия
получения материалов: возможно предоставить более 100 экз. в московском
офисе или через 1 неделю после оплаты почтовым переводом; 9 руб. за 1
брошюру + почтовые расходы. Васюкова Ольга Валентиновна, Боголюбов
Александр Сергеевич Москва, а/я 427. Тел.: (095) 959-04-95 Эл.
почта:
abogol@stk.mmtel.ru http://www.ilstu.edu/~aggubin/bogol.htm
- Бутьев В.Т., Дерим-Оглу Е.Н.
Позвоночные животные и наблюдения
за ними в природе М.: издательский центр «Академия», 1999, 200 с.
- Пособие содержит описания современных методов исследований
позвоночных животных, характеристики типичных представителей основных
биотопов, рекомендации по организации и методике проведения
зоологических экскурсий, самостоятельных наблюдений.
- Виниченко В.Н. (под редакцией)
Экологическая информация и
принципы работы с ней М.: Социально-Экологический Союз, 1998, 243
с. тираж 1000 экз.
- Книга посвящена работе с экологической информацией - ее получению,
обработке и интерпретации, представлению и распространению. Обсуждаются
принципы и методы информационной работы, а также приводятся различные
сведения, которые могут быть полезны в этой работе.
Условия получения
материалов: распространяется бесплатно. Электронная версия книги
размещена на сервере Эколайн:
http://www.ecoline.ru/mc/infobook/ Виниченко Вадим
Николаевич 125047 Москва, Г-47, а/я 7, «Эколайн». Тел.: (095)
298-18-95 Эл. почта: ecom@glas.apc.org
- Винокурова Н.Ф.
Интеграция экологических
знаний Н.Новгород, изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 1996,
74 с., тираж 1000 экз.
- Представлены результаты научно-исследовательской работы автора в
лаборатории экологического образования НГПУ по актуальным проблемам
экологического образования, связанным с видами, этапами, способами
интеграции экологических знаний.
Издательство Волго-Вятской
Академии госслужбы. 603600 Нижний Новгород-292, просп. Гагарина,
46. Тел.: (8312) 65-73-17
- Волобуева Н.Г. и др.
Экология Северо-Востока Азии: вопросы
образования и воспитания Методическое пособие Магадан, изд-во
МПУ, 1996, 138 с., тираж 2000 экз.
- Освещаются основные направления и методологические основы
экологического образования и воспитания студентов и школьников с учетом
региональных особенностей.
Условия получения материалов: необходима
предварительная заявка, стоимость 1 экз. 26 руб. Волобуева Надежда
Григорьевна 685014 Магадан, ул. Портовая, 13. Северный международный
университет. Тел.: (41322) 3-07-01 (раб.), 5-34-90 (дом.)
- Воробьев Г.А.
Исследуем малые реки Вологда, «Русь»,
1997, 116 с., тираж 2000 экз.
- В книге рассматриваются основы речной гидрологии, особенности жизни
в реках, экологические проблемы, программа и методика полевого
исследования малых рек.
Изд-во «Русь». 160600 Вологда, ул.
С.Орлова, 6. Воробьев Г.А. 160019 Вологда, ул. Чернышевского,
112а, кв. 33.
- Воронков Н.А.
Экология общая: социальная,
прикладная М.: «Агар», 1999, 425 с., тираж 10000 экз.
- В учебнике в доступной форме, при максимально возможном сохранении
научного уровня, излагаются основные вопросы классической и современной
экологии. Книга является результатом обобщения опыта многолетней научной
работы автора в области экологии и преподавания данной дисциплины в
ВУЗе.
Условия получения материалов: 1000 экз., наличными, 45
руб. Воронков Николай Александрович Москва, ул. Верхняя
Радищевская, 18. Тел.: (095) 915-38-32, 915-50-53
- Гагарин А.В.
Воспитание природой М.: Московский
городской психолого-педагогический институт, 232 с., тираж 500 экз.
- В книге рассматриваются вопросы использования мира природы в
воспитании подрастающего поколения.
Условия получения материалов:
есть возможность предоставить 200 экз., стоимость 1 экз. за наличный
расчет 30 руб., наложенным платежом 40 руб. Гагарин Александр
Валерьевич 680021 Хабаровск, ул. Дикопольцева, 64, кв. 71. Тел.:
(4212) 30-06-65
- Георгиев В.Н. (под редакцией)
Опыт проведения летних
экологических школ и лагерей Сборник Н.Новгород, издание
Ю.А.Николаева, 2000, 91 с., тираж 300 экз.
- В сборнике представлены статьи организаторов и участников детских
летних экологических школ и лагерей. Рассматриваются вопросы
организации, содержания, использования полевых методик исследований и
современных компьютерных технологий для экологического образования и
воспитания школьников.
Экоцентр «Дронт». 603163 Нижний
Новгород, а/я 34. Тел.: (8312) 30-28-81, 30-25-07 Эл. почта:
dront@dront.ru
- Герцвольф Ю.Р., Тингусов А.Б. и др. (составители)
22 апреля -
день Земли Методические рекомендации по экологическому
образованию детей и подростков Новосибирск, 1997, 26 с.
- Аудитория: преподаватели различных форм обучения, руководители
биологических кружков, экологических факультативов, работники городских
и загородных лагерей.
- Практика экологического просвещения
Новосибирск, 1997, 70
с.
- Экологическая ситуация в нашей стране и в мире породила
необходимость экологического всеобуча, формирование человека, разумно и
бережно относящегося к природе. Эта книга призвана помочь в этой
нелегкой задаче.
Герцвольф Ю.Р. 630110 Новосибирск, а/я
427. Тел.: (3832) 20-27-78 Эл. почта: cei@online.sinor.ru
- Герцвольф Ю.Р., Тингусов А.Б., Исаев О.И.
(составители)
Экоигротека Методические рекомендации по
экологическому образованию детей и подростков Новосибирск, 1997, 32
с.
- Условия получения материалов: контакт с автором.
Герцвольф
Ю.Р. 630110 Новосибирск, а/я 427. Тел.: (3832) 20-27-78 Эл.
почта: cei@online.sinor.ru
- Гижицкая С.А., Факторович Л.В., Влазнева А.Е.
Экологические
тропы Новосибирска Изд-во Новосибирского государственного
педагогического университета, 1999, 95 с., тираж 300 экз.
- Пособие является первым этапом реализации региональной программы
«Детская Общественная экологическая Экспертиза». Вниманию специалистов
предлагается несколько вариантов экологических троп, заложенных в
рекреационных зонах с различной степенью антропогенной нагрузки в черте
Новосибирска. Специалисты могут найти здесь несколько вариантов игр со
школьниками, проводимых непосредственно в природе, а также варианты
исследовательских работ по экологии для школьников разного
возраста.
Условия получения материалов: контакт с
автором. Гижицкая Светлана Александровна 630126 Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28, НГПУ, ЕГФ, Кафедра ботаники и экологии, Экологический
клуб «Aves». Тел.: (3832) 68-02-05 Эл. почта: aves@mail.nsk.ru
- Глаголев С.М., Чертопруд М.В.
Летние школьные практики по
пресноводной гидробиологии М.: Добросвет, МЦНМО, 1999, 288 с.,
тираж 1000 экз.
- Пособие создано на основе опыта проведения полевых практик по
гидробиологии со школьниками специализированных биоклассов на озере
Молдино в Тверской области, а также опыта работы школьных биологических
кружков кафедры гидробиологии биофака МГУ и ДНТТМ Москвы. Пособие
содержит оригинальные ключи для определения макротаксонов пресноводных
животных, основных групп зоопланктона, пресноводных брюхоногих
моллюсков, семейств водных насекомых, а также методические рекомендации
по сбору и обработке проб, выполнению биологических рисунков, методике
проведения и тематике самостоятельных работ школьников, а также меры
техники безопасности и охраны природы при проведении летних
практик.
117571 Москва, ул. 26 Бакинских комиссаров, 3, корп. 5.
Московская гимназия на Юго-Западе № 1543. Тел.: (095)
433-76-29 Факс: (095) 434-26-44 Эл. почта: bio@s43.msk.su
- Глотова Н.В., Горлова Е.А.
Зеленые легкие
города Методическое пособие Липецк, Информцентр ЛОИУУ, 1997,
30 с., тираж 500 экз.
- В пособии изложен текст экскурсий по видовым точкам
учебно-экологической тропы природы в парке Победы Липецка.
Глотова
Наталья Васильевна 398035 Липецк, ул. Звездная, 6, СЮН
«Эколог». Тел.: (0742) 25-68-64
- Гончаренко Е.А., Иванцова Н.С.
Чур!
Заповедано! Методическое пособие Владивосток, 1999, 33 с.
- Библиографический путеводитель о заповедниках и заказниках края;
приводятся цитаты о природе, стихи, кроссворды.
Гончаренко
Е.А. 690600 Владивосток, ул. Некрасовская, 59. Приморская
государственная публичная библиотека им. Горького. Тел.: (4232)
25-62-84, 25-62-94, 25-62-59 Эл. почта: pgpb@ext.dvgu.ru
- Горлова Е.А.
Нашим пернатым друзьям Методическое
пособие Издано при содействии комитета по охране окружающей среды г.
Липецка; 1999, 25 с.
- Издание содержит практические советы по изготовлению и развешиванию
искусственных гнездовий для птиц.
Глотова Наталья
Васильевна 398035 Липецк, ул. Звездная, 6. СЮН «Эколог». Тел.:
(0742) 25-68-64
- Грамм-Осипова В.Н., Арефьева О.Д.
Мониторинг водных
объектов Владивосток, изд-во Дальневосточного университета, 1999,
84 с., тираж 300 экз.
- В пособии изложены методические основы мониторинга водных объектов.
Представлены практические работы, задачи с использованием стандартов
качества водных объектов, тесты и словарь терминов.
Условия получения
материалов: есть возможность предоставить 100 экз., стоимость 1 экз. 50
руб., наличными, почтовым переводом. Арефьева Ольга
Дмитриевна 690039 Владивосток, ул. Кирова, 9, кв. 34. Тел.: (4232)
31-62-78
- Грудзинская Е.Ю. и др.
Дидактические материалы по
естествознанию: 5 класс Н.Новгород, 1996, 65 с., тираж 1500 экз.
- Материалы подготовлены для активизации познавательной деятельности
учащихся. В первой части дается 2 занятия: «Мозговая атака» и
игра-ранжировка «Потерпевшие кораблекрушение» для активизации учащихся
по темам курса «Естествознание». Во второй части - подборка загадок на
разные темы курса. В третьей - кроссворды из опыта учителя. Разработаны
задания по теме «Биосфера».
Условия получения материалов: есть
возможность предоставить 500 экз. в течение 5 дней, стоимость 1 экз. 10
руб. Необходимо выслать письмо-заказ с указанием срока оплаты. Заказ
должен быть подписан руководителем организации и главным бухгалтером,
заверен печатью. Оплата заказа и услуг по пересылке наложенным
платежом. Лучинина Галина Ивановна 603600 Нижний Новгород, ул.
Ванеева, 203, Нижегородский институт развития образования. Кафедра
естественнонаучного образования. Швец И.М. Тел.: (8312)
68-85-87 Факс: (8312) 68-54-35 Эл. почта:
root@niro.sci.nnov.ru
- Гусева Н.П., Логинова О.Н.
Непрерывное экологическое
образование Методические рекомендации Рязань: ИД(М)Ц, 1999, 50
с., тираж 100 экз.
- В сборнике представлены материалы, способствующие развитию личности
ребенка и формированию его экологического сознания через познание мира
птиц Рязанского края.
Условия получения материалов: возможно
предоставить несколько экз. Логинова Ольга Николаевна 390010
Рязань, ул. Октябрьская, 37, ЦДТ «Приокский», отдел экологии. Тел.:
(0912) 53-26-02
- Дмитриев А.И.
Биоиндикация Н.Новгород, Изд-во
Волго-Вятской Академии госслужбы, 1996, 33 с., тираж 1000 экз.
- В брошюре приводится программа организации школьного экологического
мониторинга, даны общие сведения о воздействии стрессоров на живые
организмы, приведены списки некоторых биоиндикаторов, рассмотрены общие
вопросы биоиндикации природных сообществ водного, наземно-воздушного и
почвенного типов.
Издательство Волго-Вятской Академии
госслужбы. 603600 Нижний Новгород-292, просп. Гагарина, 46. Тел.:
(8312) 65-73-17 |